Речное судоходство: где взять флот для перевозки грузов
где взять флот для перевозки грузов
По оценкам ЦТС-Консалтинг, Днепр в будущем сможет привлечь до 10 млн тонн экспортных зерновых грузов. Это в пять раз больше, чем наблюдалось в 2014 году (около 2 млн тонн).
"Оценить точно потребность во флоте при такой загрузке сложно, ведь для этого необходимо понимать модель речной логистики, которая будет доминировать: рейдовая дозагрузка, доставка клиентам или каботаж. Кроме того, многое будет зависеть от возможностей привлечения иностранного флота для выполнения перевозок – насколько фрахт будет конкурентен с железнодорожными тарифами и стоимостью автоперевозок", - рассказывает руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.
Если будет успешно проведено анонсированое на июль-август дноуглубление, принят Закон о внутренних водах и грузы начнут возвращаться на реку, грузовладельцы столкнутся с острой нехваткой флота. В настоящий момент де-факто самым крупным коммерческим судовладельцем в Украине является компания "Укрречфлот".
По данным самой компании общий дедвейт их грузового флота составляет 250 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн дедвейт речных судов и 100 тысяч тонн - дедвейт судов класса река-море. Кроме того, собственный флот есть у компании "Нибулон" - около 30 барж и 8 буксиров. Этого катастрофически недостаточно для активного наращивания речного грузопотока.
По данным заместителя председателя правления «Украинского Дунайского Пароходства» Владимира Запорожана сегодня возможности увеличения объёмов перевозок по Днепру без существенных капитальных инвестиций в строительство нового флота – нет.
«Если завтра в речных портах появится 10 млн т грузов, то перевозить их нечем», - считает Владимир Запорожан. Кроме того, по его словам не стоит рассчитывать на то, что в строительство нового флота могут вложиться иностранные инвесторы, скорее всего это будет интересно только украинским компаниям. В качестве примера, он упомянул о холдинге «Нибулон» у которого не было иного выхода, кроме как строительства собственного флота для перевозок зерна по Днепру.
Генеральный директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко также отмечает, что после того, как его компания сделала инвестицию в строительство нового речного терминала в размере 30 млн долл., возникла проблема отсутствия флота. «Флот в Украине, к сожалению, морально и физически устарел или ушел в воды других государств, где более выгодные экономические условия», - отмечает он.
Проблема с дефицитом флота на Днепре усугубилась в прошлом году также тем, что единственная украинская судоходная компания чьи акции котируются на бирже - KDM Shipping - перевела весь свой флот в Азовское море для обслуживания российских портов. Намерена ли компания вернуться в Украину – не известно. На запрос ЦТС в KDM Shipping не ответили, уточнив в телефонном разговоре, что по состоянию на текущий момент оператор не осуществляет перевозки по внутренним водным путям Украины.
Иностранный флаг В краткосрочной перспективе, по словам Юрия Скичко, чтобы решить проблему флота необходимо открыть реку для судов под иностранным флагом. Именно это и предусматривает разработанный Закон о внутренних водах. А именно, согласно проекту Закона иностранным cудам будет представляться право осуществлять внутренние перевозки без отдельного разрешения центрального органа исполнительной власти.
В конце июня парламентский комитет по транспорту одобрил два законопроекта, направленных на содействие развитию перевозок по украинским рекам, и рекомендовал Верховной Раде принять оба документа за основу. Законопроект №2712 касается изменений в Кодекс торгового мореходства Украины, а №2713 - изменений в Таможенный кодекс.
"Эти законопроекты смогут сохранить украинские дороги от перегруженных фур и подтолкнут использовать один из самых экологических видов транспорта, речной транспорт, в Украине", - сказал депутат Верховной Рады Александр Урбанский во время презентации законопроектов.
Судостроители готовы Отечественное судопроизводство сейчас находится не в лучшем состоянии – заводы загружены по минимуму. Об этом рассказывает Президент Ассоциации судостроителей Украины Укрсудпром Виктор Лисицкий. Он отмечает, что судостроительные заводы смогут удовлетворить потребности отечественных заказчиков, покупать суда за границей – нет необходимости. По его словам, если условия возобновления судостроения будут близки к тем, которые есть в США, например, то судостроительные заводы смогут за два-три года выйти на хорошие объёмы строительства речного транспорта или судов типа река-море. Отвечая на вопрос, какими могут быть объёмы производства Виктор Лисицкий отметил, что это напрямую будет зависеть от заказов от государства или частных компаний.
По словам генерального директора Smart Maritime Group (управляет ЧСЗ и ХСЗ) Василия Федина строительство барж не представляет никакой сложности - заводы располагают всеми необходимыми мощностями и экспертизой для строительства судов подобного типа под ключ. «Ряд отечественных и зарубежных судовладельцев уже проявляли интерес в возможности размещения подобных заказов на наших предприятиях. В связи с невозможностью привлечь заказчиками необходимое финансирование и рисками, связанными с военным конфликтом в стране, эти переговоры, пока не привели к заключению контрактов», - говорит Василий Федин.