Революция в грузоперевозках и другие ИТОГИ ВСЕУКРАИНСКОГО ДНЯ ЛОГИСТА-2016
Революция в грузоперевозках и другие ИТОГИ ВСЕУКРАИНСКОГО ДНЯ ЛОГИСТА-2016
В пятницу, 25 ноября 2016 года, в Киеве состоялась 16-я Всеукраинская практическая Master-встреча ТОП-менеджеров логистики «XVI ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВСЕУКРАИНСКИЙ ДЕНЬ ЛОГИСТА-2016: Прорыв в логистике: достижение максимальной гибкости, скорости, надежности в цепочке поставок и сокращение издержек».
Учредитель Конференции — B2B Медиа-группа TradeMasterGroup (www.TradeMaster.UA) — благодарит Спикеров, Участников и Партнеров за сотрудничество и поддержку: Генерального Партнёра - Компанию SАТ, Эксклюзивного Партнёра по перевозкам - Деливери, Юридического Партнёра - A.S.A. GROUP, Страхового партнера - PRIVATE COUNSELS COMPANY, Партнёра конференции -Pharm Express Logistics, EDI- партнера – E-COM, Официального Партнёра – DSV Logistics, Партнера по автоматизации складской и транспортной логистики- System-Group, Партнера по автоматизации - ТМ «MacherTec», Партнёра в области комплексных складских решений - SSISCHAEFERNOELL, Логистического партнера - GreenwayLogisticsLTD, Партнёра по международной доставке - UTEC, Главного Партнёра оптимизации и автоматизации складской логистики, производителя складского оборудования - Бито Лагертехник.
Участники Мероприятия – более 170 руководителей логистики и директоров по ВЭД компаний, заместители директоров по логистике производственных предприятий и торговых сетей, директора и менеджеры по развитию, руководители отделов продаж и маркетинга — обозначили новые тренды на рынке логистических услуг страны, привели прогнозы развития логистического бизнеса Украины. Также в ходе мероприятия его участники обменивались опытом, налаживали партнерские отношения, наводили «мостики» для будущих взаимовыгодных действий.
Открывая Конференцию, модератор Евгений НИКУШИН (директор департамента внутренней логистики ООО «Фармпланета») представил процентное соотношение ее участников. Согласно информации Организатора, большинство (55%) присутствующих на Дне Логиста-2016 составили представители логистических компаний и смежных отраслей (IT- решения, логистические компании, юридические компании, др.). Кроме того, 20% участников являются сотрудниками компаний-производителей, 20% - дистрибуционных компаний, и 5% - розничных сетей. Географически на Конференции были представлены предприятия из большинства областей Украины; кроме того, один участник приехал из Германии.
В первом докладе Конференции, с которым выступил Юрий Растрепин, руководитель отдела продаж и развития ООО «Деливери», был сделан анализ трендов на рынке внутренних и зарубежных логистических услуг в 2016-2017 гг. Спикер отметил, что по итогам трех кварталов текущего года грузоперевозки выросли на 4%. Наметилась активизация внутреннего спроса, а с ней и международных перевозок. Хорошая позитивная тенденция в плане оживления рынка, по мнению г-на Растрепина, внушает сдержанный оптимизм по поводу работы в следующем году.
Предложение докладчика: украинские логисты должны учесть тот факт, что время борьбы только ценой прошло, силу набирает тенденция к наращиванию спектра услуг, повышению уровня сервисного обслуживания. Кроме того, следует обратить внимание на такой фактор, как экспресс-доставка: он будет быстро набирать силу в следующем году. Также будут пользоваться спросом услуги кросс-докинга, управления цепочками поставок клиента, фулфилмент.
Несмотря на оптимистичные перспективы развития логистического рынка, его участники, по мнению Натальи Игнатенко, директора департамента урегулирования задолженности ООО «A.S.A.GROUP», не должны забывать о необходимости юридической защиты своего бизнеса. Основными проблемами, с которыми сталкиваются логистические компании (и на которых теряют денежные средства), являются отсутствие правовой экспертизы договорных отношений в области перевозки грузов; отсутствие правовой экспертизы документооборота при перевозке грузов, отсутствие четкого плана мероприятий и рекомендаций по уменьшению возможных рисков, сотрудничество с «сомнительными партнерами», попытка решить все сложности исключительно своими силами.
Предложение спикера: логистам не стоит полагаться только лишь на собственных юристов, так как многие «законники» являются узкопрофильными специалистами. Отдав же юридическое сопровождение на аутсорсинг, компания получает доступ к широкой практике профессионалов, что помогает избежать многих проблем. Юристы всегда помогут решить, возможно ли решение определенного вопроса, и как это можно сделать быстро и эффективно. Кроме того, юристы берут ответственность за бизнес клиента на себя, создавая прецедент на рынке.
О возможных «подводных камнях» шла речь и в докладе Сергея КОШЕВОГО, учредителя Международной компании «Private Counsels Comnapy». В ходе выступления докладчик рассказал о страховой защите поставок, о роли страхового брокера, размещении рисков, сопровождении, а также об особенностях процесса урегулирования убытков. Какой бы хорошей не была страховая компания, уверен Сергей, ее лояльность пропадает при большом страховом случае. И в такой ситуации брокер – главная помощь и преимущество для клиента. Тем более, если компания занимается одновременно и страхованием, и юридическим сопровождением бизнеса.
Предложение докладчика: в зависимости от того, какую часть процесса цепи поставок выполняет компания, возможно разработать страховую программу, которая защитит ее груз, возьмет на себя полную ответственность за те обязательства, которые логисты несут перед клиентами. Такой подход, по мнению спикера, поможет добиться хорошего страхового предложения, даже невзирая на высокую убыточность.
О возможности значительно снизить убытки говорил и следующий выступающий на Конференции - украинский политик и бизнесмен, министр транспорта и связи Украины, народный депутат Верховной рады Украины IV созыва Евгений Червоненко. В нынешнем году он стал известен как идеолог и основатель онлайн-сервис A2B Direct, получившего неофициальное название «Грузовой UBER». Новый проект, по словам докладчика, приведет к «убийству экспедиции» и устранению с рынка многочисленных посредников. При этом очень многих логистов, считает г-н Червоненко, программа ввергнет в уныние, так как приведет к исчезновению откатов. A2B Direct, по его словам, — онлайн-платформа, которая напрямую связывает грузообладателя с грузоперевозчиком. Зарегистрировавшись на онлайн-платформе, они видят все свободные траки и могут договариваться о доставке грузов. Каждую компанию перед регистрацией проверяет служба безопасности экс-министра, что должно не допустить на нее «продавцов воздуха».
Предложение Евгения Червоненко. Бывший народный депутат заявил о том, что набирает «команду звезд», участником которой могут стать все «неуспокоенные люди», заинтересованные в логистическом бизнесе, а не в получении откатов. «A2B Direct – будущее грузоперевозок и мы приглашаем вас стать его частью», - обратился он к участникам конференции.
О доставке грузов, но в этот из далекого Китая, шла речь в докладе Роман ОСТРОВЕРХА, начальник отдела продаж компании ООО «ДСВ Логистика». По словам спикера, Поднебесная, даже несмотря на падение ВВП, остается основным торговым партнером для большинства стран мира, в том числе и Украины. Именно для предприятий, ведущих торговлю с Китаем, компания предложила еще один инструмент доставки товаров – железную дорогу. По транзитному времени стоимость доставки железной дорогой занимает достойное среднее место между авиаперевозками, у которых высокая цена и короткое транзитное время, и морскими перевозками, у которых длительное транзитное время и низкая стоимость. Срок доставки грузов в Украину занимает не более 21 дня, при этом не зависит от погодных условий, политической конъюнктуры, ряда других факторов.
Предложение докладчика: Роман уверен, что железная дорога - достойная альтернатива другим видам транспорта и рекомендовал бизнесменам присмотреться к перспективе таких перевозок.
Об оптимизации цепочки поставок говорилось и в докладе следующего спикера - Виталия Богданова, директора Николаевского филиала ООО «Истерн Беверидж Трейдинг». Во время выступления он обратил внимание на то, что на практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда вроде бы каждый сотрудник, каждое подразделение, по отдельности, стремиться к общей цели, но полученные результаты далеки от поставленных целей. Выглядит эта проблема, по его мнению, примерно как «Лебедь, Рак и Щука». Причина – в том, что каждый из участников процесса не учитывает возможности и особенности усилий, предпринимаемых коллегами из других подразделений. Обычно такая тактика ведет к значительному увеличению логистических затрат. Как следствие, даже рост объемов продаж не вызывает увеличения прибыли компании.
Предложение спикера. Решать данную проблему докладчик предлагает с помощью объединение направленностей вектора силы для достижения общего результата. Эффект, получаемый в результате таких действий, называется «Эффектом Синергии». Для его получения необходимо соблюдение 3-х аксиом: 1) Логистика – равноправный партнер в построение успешного бизнеса. 2) Налаженные коммуникации между структурными подразделениями – основа успешного бизнеса. 3) Общие (взаимосвязанные) показатели в системе мотивации персонала.
К получению эффекта синергии призвал и следующий докладчик - Игорь ЛИТВИНЕНКО, руководитель распределительной логистики в ООО «БаДМ». В своем выступлении он рассказал о случае создания и успешного применения на предприятии эффективного контроля цепочки поставок. Самым главным для получения такого эффекта, считает докладчик, стало то, что процессы на предприятии стали измерять (были введены показателей DIFOTAI, OTIF, управление двором, др.), замотивировали персонал. Притом система мотивации была «сквозной» - к примеру, показатель скорости загрузки транспорта был как у сотрудников склада, так и транспортного отдела. Более того: впоследствии отделу логистики даже пришлось перебрать на себя часть функционала отдела продаж. Все это позволило убрать границу между отделами и устранить конфликт интересов. При объединении общих целей результаты стали значительно лучше, в том числе и значительно уменьшилась оборачиваемость запасов.
Предложение докладчика: эксперт призвал участников конференции начать измерять показатели своей деятельности – это обязательно станет первым шагом на пути к повышению деятельности всей компании.
О возможности улучшить действия участников цепочки поставок с помощью введения EDI-документов рассказали во время выступления Антон КОКОВ, директор департамента по развитию продуктов E-COM и Владимир Носенко, ведущий бухгалтер Киевского регионального отдела продаж ООО «Глобинский мясокомбинат». По информации докладчиков, введение электронного документооборота позволило производственному предприятию добиться практически 90% автоматизации в цепочки поставок. Кроме того, данный шаг позволил сэкономить человеческие ресурсы, сделать более оперативным обмен данными, уйти от проблемы утери бумажных носителей. Благодаря переходу на электронный документооборот удалось сократить время регистрации налоговой накладной до 1-2 дней, а контрагент стал получать на расчетный счет налоговый кредит по НДС.
Предложение докладчиков. Спикеры предложили участникам конференции быть проактивными и уже сегодня делать первые шаги на пути к внедрению электронного документооборота, так как, несмотря на все старания логистов, продавец не получит деньги, пока документы не будут в порядке. Отказ же от бумажных носителей полностью снимает любые претензии к логистическому подразделению и зачастую автоматизирует цепочку поставок. Отдельного внимание заслуживает проект электронной ТТН, который сейчас дорабатывает E-COM для массового вывода на рынок.
В дальнейшем участники конференции разделились на два параллельных потока. Участники первого из них, который модерировал Антон Довганин, рассмотрели вопрос сокращения затрат на операционные процессы в логистике.
В частности, Богдан КОЗИК, технический директор ТМ «MacherTec» (Объединение профессионалов в области логистики и автоматизации) раскрыл тему комплексного подхода к процессу автоматизации на складе. По мнению Богдана, более половины проблем склада связаны с отбором и контролем товаров. Это самая трудоемкая и затратная часть в работе склада. Спикер рассказал о большом количестве технологий отбора и контроля товара, рассказал о преимуществах и недостатках каждой из них.
Предложение спикера. Богдан Козик высказал предположение, что только полная автоматизация склада может снизить до минимального уровня количество ошибок, а также устранить «человеческий фактор» в его работе. В качестве примера он с помощью Андрея Бабаева, представителя ООО «Руш», рассказал о том, как была проведена автоматизация склада компании в Броварах. Благодаря предпринятым шагам были решены все возникающие до этого проблемы.
Проводя автоматизацию склада, следует принимать во внимание, что не всегда WMS- система может решить все возникающие проблемы. Таким мнением с участниками конференции поделился Павел Киреев, Эксперт Компании-Системного Интегратора №1 System-Group «Instock». Павел уверен, что при выборе WMS-системы стоит обратить внимание на те задачи, которые она уже умеет решать: нередко бывает так, что, казалось бы «нерешаемые проблемы» оказываются всего лишь необходимостью совершить небольшие настройки в ней. В качестве примера он привел Instock WMS, которая может быть интегрирована с любыми системами, и может решать большое количество задач на складе.
Предложение докладчика. Павел Киреев обратил внимание слушателей на тот факт, что, согласно статистике, только 20% разработок, заявленных в техническом задании, реально используются на практике. Поэтому стоит задуматься, есть ли смысл переплачивать за функционал, в котором нет необходимости – возможно, стоит лучше изучить существующие предложения на рынке?
Выступление следующего спикера - Евгения НИКУШИНА, директора департамента внутренней логистики ООО «Фармпланета» - также было посвящено устранению сложностей в работе склада. Изящно обыгрывая созвучность слов «пики» в значении карточной масти и наиболее загруженных моментов в работе логистического подразделения, он предложил восемь «карточных раскладов» - восемь путей того, как избежать перегруженности в отдельные дни. Так, прежде всего, можно договориться с коммерческим отделом о переносе пиковых нагрузок на другие дни. Кроме того, существует возможность сместить с «пиковых дней» интенсивность отправки товара в региональные и филиальные склады. Более сложными вариантами, по мнению спикера, являются повышение производительности работы персонала, проведение подготовительных работ в непиковые дни, получение дополнительной прибыли для склада в «непиковые дни» и т.д.
Предложение спикера. Евгений Никушин уверен, что каждый из предложенных им вариантов имеет как свои преимущества, так и слабые стороны. Тем не менее, в совокупности применение этих методов помогает справиться с проблемами, которые возникают. Докладчик призвал коллег не тратить деньги на решение проблем, а всегда пытаться решать их творчески. Еще одна точка зрения на процесс управления складом была предоставлена в докладе Дмитрия ЖМАКИНА, директор департамента логистики Компании МОРЕ ПИВА. По его мнению, для того, чтобы научиться управлять запасами, нужно всегда проводить анализ того, что является на складе аутстоком, какие средства вложены в запасы и т.д. Для этого следует провести самые простые ABC-анализ и XYZ-анализ, которые помогут выявить, насколько рентабельны инвестиции в запасы, и сколько денег приносит каждая гривна, вложенная в сток. Затем стоит заняться прогнозированием продаж, применить ряд других инструментов.
Предложение докладчика. Дмитрий призвал коллег «смотреть вперед», применяя все доступные им инструменты для планирования своей деятельности, в том числе и дэш-борды, на которых показаны оборачиваемость запасов, out of stock и списание на затраты. Именно стремление к анализу и измерению своей деятельности, по мнению докладчика, поможет компании всегда быть эффективной.
Во многом схожую точку зрения представил и Виктор БАРАНОВСКИЙ, Руководитель проектов Центра «Логистическая мастерская». По его мнению, каждая компания, если она хочет быть эффективной, должна всегда быть готовой к проведению внутреннего аудита. Потому что внутренний аудит способствует проведению инжиниринга компании, а внешний часто превращается в консалтинг, когда каждый владелец получает в результате толстую книжку, которую до конца никто не прочитывает. Общая процедура проведения реинжиниринга бизнес-процессов, считает спикер, по силам любому логисту, который знает свою территорию.
Предложение докладчика. По мнению Виктора Барановского, в каждом логистическом отделе должны составить модель процессов «как есть» и прописать их технологию (собственно аудит). После этого можно приступать к составлению модели «как должно быть» и прописывать новую технологию (собственно реинжиниринг на основе аудита), осуществление который в итоге приведет к повышению эффективности компании.
К изменениям участников конференции призывал и Роман РОМАНЦОВ, профессиональный управленец в сфере логистики, закупок и продаж, Сертифицированный ПРАКТИК по Бережливому производству. По мнению Романа, внедрять инновации можно радикально – покупая дорогое оборудования и т.д. Но можно проводить постепенно: если каждый будет делать на своем рабочем месте хотя бы какое-то маленькое улучшение каждый день, то тоже можно достичь результатов. Одна система не исключает другой. Радикальные изменения вносят топ-менеджмент. В то же время на любом предприятии есть большое количество сотрудников, которые хорошо знают свое предприятие, и которые полны различных идей. Вовлекая их в повышение эффективности бизнес-процессов, можно добиться значительных изменений.
Предложение докладчика. Роман Романцов призвал логистов смелее применить философию Кайдзен, которая находится в основе «Бережливого производства». Сокращая издержки на и устраняя потери во время проведения процессов на складе, можно добиться снижения цены на продукцию и, в итоге, стать более привлекательным в глазах клиента. В это же время участники второго потока обсуждали вопросы логистики товаров, требующих особых условий хранения. Заседание началось с дискуссии, в которой приняли участие представители логистических и торговых компаний, обсуждавшие преимущества, недостатки и целесообразность передачи логистики на аутсорсинг.
В частности, Андрей ЗАВИЗИОН, Chief Supply Chain Officer at ATB Market, высказал мнение о том, что передача логистики на аутсорсинг является вполне логичным шагом для компании. Особенно это справедливо в отношении холодовой цепочки, которая требует больших инвестиций и капиталовложений. Компания может быть недовольна тем, что определенные средства заморожены в непрофильные активы, желает инвестировать в другие виды деятельности.
Также в дискуссии выступила Екатерина МОСКАЛЕНКО, директор Киевского филиала ПАО «Мироновский хлебопродукт». По ее мнению, специфика холодовой цепочки требует, чтобы соблюдались все указанные режимы обработки и хранения продукции, что следует обязательно прописывать в договоре.
Мнение участников дискуссии. После обсуждения преимуществ и недостатков передачи на аутсорсинг участники дискуссии пришли к выводу, что такое решение каждая компания должна принимать исходя из собственных возможностей и планов развития. При этом желательно «измерять» деятельность будущего аутсорсера следующими параметрами: своевременностью поставки товаров в магазин, качеством поставляемых товаров, способностью оператора выдерживать заявленный уровень сервиса при колебаниях грузооборота, надежностью поставок в изменяющихся условиях.
Тема холодовой цепочки получила развитие в докладе Алины ГАННОЦКОЙ, эксперта в сфере логистики с более чем 10-летним управленческим опытом, коммерческого директора Pharm Express Logistics. Во время выступления Алина затронула вопросы важности соблюдения холодовой цепи в логистике фармацевтической продукции, специфики работы логистического оператора в фарм-сегменте, необходимости выполнения требований международных стандартов GDP, GMP, ISO.
Предложение спикера. По мнению Алины Ганноцкой, принятие новых лицензионных требований к участникам фармацевтического рынка приведет к скорейшему всеобщему переходу компаний-участников к полному выполнению всех жестких требований международных стандартов, а, следовательно, требования к уровню логистики, особенно в сегменте Cold Chain, также возрастут. Поэтому эксперт посоветовала участникам рынка активнее использовать возможности специализированных компаний, которые могут выполнять все требования.
К использованию передового опыта призвал участников конференции и Сергей КОНОНЧУК, руководитель направления автоматизации складских процессов, SSI Schäfer. В своем докладе Сергей продемонстрировал примеры комплексного подхода к автоматизации складских потоков и последние технологические достижения, позволяющие значительно увеличить пропускную способность и ёмкость хранения без дополнительного расширения складских площадей.
Предложение докладчика. Спикер рекомендовал логистам не бояться инвестировать в самые современные складские системы: благодаря комплексной или частичной автоматизации увеличивается плотность хранения и скорость отбора любых типов товара. Поэтому устанавливая данные системы компании закладывают основы своего будущего развития и соответствия нормам ЕС, что особенно актуально в свете евроинтеграционных процессов Украины.
В завершение данного потока свой Мастер-класс представил Борис ЖАЛИЛО, один из самых титулованных бизнес-тренеров России, тренер-консультант международного уровня с опытом успешной работы в 14 странах. Участникам Мастер-класса рассказали о том, как выбрать, воплотить и усилить конкурентные преимущества компании, как ввести рейтинговую систему и «сквозные KPI», обеспечивающие рост продаж логистических услуг.
Предложение докладчика. Борис Жалило уверен, что любая цель достижима, если руководство поставит ее перед собой, составит план по ее достижению, проявит активность и будет заниматься постоянным улучшением. Кроме того, докладчик посоветовал представителям логистических компаний не забывать о том, что только концентрация на клиенте поможет предоставить преимущества.
После теоретической части участники ««XVI ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВСЕУКРАИНСКИЙ ДЕНЬ ЛОГИСТА-2016: Прорыв в логистике: достижение максимальной гибкости, скорости, надежности в цепочке поставок и сокращение издержек»» продолжили работу за общением с потенциальными партнерами. По итогам представленных на конференции докладов, а также проведенных участниками дискуссий можно выделить следующие тенденции, которые характерны для современной отечественной логистики.
1. В транспортной логистике наблюдаются улучшения и прирост. Перезвозчики наращивают виды оказываемых услуг, рост интернет-торговли стимулирует развитие экспресс-доставки.
2. Аутсорсинг юридической услуги становится поддержкой, которая оказывается специалистами, дорожащими своей репутацией.
3. В наши дни каждый бизнес может выбрать как ему работать с рисками и составить удобную программу страхования.
4. Миром будет править цифра и скорость.
5. Доставка из Китая за 21 день без срывов возможна.
6. Синергия в логистике и бизнес-процессах позволяет добиться значительных эффектов в цепочке поставок.
7. Электронный документооборот становится стандартом в работе.
8. Аутсорсинг в холодовой цепочке – это реальный инструмент, и сегодня очень многие к нему прибегают, избавляясь от забот по закупке необходимого оборудования и найма персонала.
9. Пики в складской логистике можно «перебивать козырями» - главное, иметь желание.
10. Автоматизация дает положительный эффект, но компания должна быть готова к ней морально и материально.
11. Аудит своими силами более эффективен, так как заинтересованные сотрудники сделают его более качественно.
12. Бережливое производство – это, в первую очередь, работа с людьми для малых шагов и достижения больших результатов.
ТЕКСТ: Валерий ЛОБОВКО
Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA
Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB